ЧТО ТАКОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ
САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материал Цель работы над темами самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня. Из цели вытекают следующие задачи:
- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
- развитие в центре инновационных процессов.
АЛГОРИТМ
выстраивания системы работы педагога по самообразованию
Самодиагностика, проблемный анализ профессиональной деятельности, фиксация проблем и их причин.
↓
Принятие решения о необходимости самосовершенствования
↓
Актуализация проблемного поля
↓
Интернализация информационных потоков.
(усвоение ценностей до такой степени,
что они определяют поведение)
↓
Определение стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработка программы
↓
Реализация программы саморазвития
↓
Самоконтроль выполнения запланированного
↓
Корректировка хода выполнения программы, ее содержательной составляющей
↓
Самоанализ и самооценка выполнения программы, уровня своего профессионализма
↓
Определение перспектив творческого роста: постановка целей, формулировка задач
КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ
1 подход.
Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:
Изучаемый процесс |
Предмет исследования |
Условия |
Изучение |
Познавательные способности |
На занятиях по предмету |
Исследование |
Познавательная активность |
На экскурсиях в природу |
Развитие |
Умение что-то делать |
В процессе изучения чего-либо |
Формирование |
Личностные качества |
В процессе знакомства с чем - либо |
Становление |
Любознательность |
В игровой деятельности |
2 подход
Формулировка темы по схемам:
- ЧТО - ТО как условие развития ЧЕГО - ЛИБО
- ЧТО - ТО как средство формирования ЧЕГО - ЛИБО
- Использование ЧЕГО - ЛИБО как средство (условие) развития
(формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО -ТО
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
работы педагога над темой самообразования
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
1.Диагностический |
Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. |
|
2. Прогностический |
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. |
|
3. Практический |
Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, |
|
4. Обобщающий |
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. |
|
5. Внедренческий |
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
СХЕМА
индивидуального плана самообразования
1 . Фамилия, имя, отчество.
2. Должность
3. Тема и год курсовой переподготовки
4. Методическая тема школы
5. Индивидуальная тема педагога
6. Дата начала работы над темой
7. Предполагаемая дата окончания работы над темой.
8. Перечень основных вопросов, намечаемые для изучения и
этапы проработки материала.
9. Предполагаемый результат и форма его представления.
10. Литература для изучения
11. Отслеживание педагогом работы по теме самообразования
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА РАБОТЫ
по теме самообразования
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада,
- реферата, статьи в журнале,
- программы,
- дидактического материала, методического пособия,
- научно-методической разработки.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:
- выступления (отчет) на заседании УМОП, методического и педаго-
гического советов;
- выступления на теоретических, методических и практических се-
минарах;
- практикум;
- тренинг;
- мастер — класс;
- открытое занятие.